ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРОКСЕМИКЕ
В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ?

Часто ли у Вас возникают ситуации, когда малознакомые люди хлопают Вас по плечу, берут за руку или за локоть, пытаются обнять или подходят так близко что у Вас начинает кружиться голова от запаха парфюма или, что хуже, вчерашнего запаха чеснока? Раздражает ли Вас это или Вы спокойны в этот момент? А следите ли Вы за собой, как располагаетесь во время общения с людьми, насколько близко подходите, как расположено Ваше тело, как cтоите или сидите, в каких случаях используете тактильный контакт и сокращаете расстояние в процессе коммуникации? Продумываете ли Вы заранее какое место займете на переговорах или делаете это на автомате? Отслеживаете ли Вы когда людям с Вами комфортно, а в какой момент они испытывают раздражение?
Итак, у нас появился запрос на разъяснение понятия «проксемика» и степень ее важности в деловой коммуникации.
Не будем брать более сложные научно-психологическое определения, скажем простыми словами, проксемика - это особенность положения людей при невербальном общении.

Проксемика часто изучается в составе этики делового общения, т.к. детально изучает расстановку людей в пространстве во время деловой коммуникации.
Почему это действительно важно для нас, а проксемика – это не просто термин, а целая наука? Человек постоянно находится в пространстве общаясь с другими людьми, при этом каждый из нас хочет чувствовать себя защищенным. Здесь рефлекторно срабатывают наши животные инстинкты, которые существуют с момента зарождения жизни на земле. Одни из самых мощных и важных – инстинкт выживания и самосохранения.
Когда мы находимся в привычном пространстве – в своей пещере, дома, в своей машине, в любимом кресле, в гараже - мы чувствуем эту защиту! И как правило, нам неприятно, когда в наше пространство и на нашу личную территорию вторгаются посторонние люди. Мы начинаем невольно раздражаться, нам неприятно в этот момент. Только у тех кому мы доверяем есть доступ на нашу территорию. Это наши близкие, родные.
В процессе делового общения действую аналогичные законы. Поэтому нам нужно знать и учитывать данные знания о физических границах при общении.
Психологи определили несколько таких границ (дистанций):

1-ая граница -
интимная – 15 - 50 см – сюда мы имеем полное право никого не допускать. Здесь позволено находиться только близким людям, которых мы принимаем. Важно контролировать доступ и проникновение в эту зону. Потому что как только в эту зону происходит вторжение, это влияет на наши физиологические (биологические, биохимические) процессы, и это выражается в ухудшении как нашего физического здоровья и самочувствия (может меняться пульс, давление, происходит активный выброс гормонов в кровь, от которых организму необходимо избавиться), соответственно меняется наше настроение и состояние! Мы теряем чувство защищённости, возникает состояние тревожности и раздражительности, напряженности, могут возникать конфликтные ситуации, то есть мы находимся в состоянии «воевать или убегать». И наоборот, если в интимную зону попадает близкий и приятный нам человек, состояние и самочувствие наше улучшается. Зона активного использования тактильных контактов, которыми обычно и обмениваются близкие друг другу люди: супружеские пары, близкие друзья, родственники, дети, влюбленные пары.
деловое общение, деловые коммуникации,деловой стиль,корпоративная культура,деловой имидж, стилист имиджмейкер,имидж персонала компании, деловой образ,проксемика
Следующая зона – личнаяот 50 см до 120 см. В личную зону мы допускаем хороших знакомых, коллег по работе, с которыми у нас более неформальные, приятельские отношения, для доверительных бесед. Обратите внимание что здесь уже не допускаются тактильные контакты, которые естественны в интимной зоне!
Cоциальная пространственная зона – от 1, 2-м до 4 метров (в некоторых источниках до 3, 70 м) – предназначена для общения с коллегами, с которыми у нас исключительно формальные отношения, малознакомыми или не знакомыми людьми в деловой и социальной жизни. В деловой жизни социальная зона используется при проведении совещаний, встреч, круглых столов и т.д.
Публичная зона – более 4 метров. В деловой жизни данную пространственную зону необходимо соблюдать на публичных выступлениях, конференциях форумах, там, где мы контактируем с большой аудиторией.
навыки делового общение,деловые коммуникации,деловой стиль,корпоративная культура,деловой имидж, стилист имиджмейкер,имидж персонала компании, деловой образ,проксемика
Важно при выставлении границ межличностного пространства учитывать статус другого человека, если он выше, то дистанция тоже увеличивается.
Еще одним важным фактором, который влияет на границы дистанций это особенности менталитета и социокультурные традиции. Если ваш бизнес предполагает встречи с иностранными бизнес-партнерами, каждый раз вы должны помнить об этом факторе и изучить традиции той страны, откуда прибыл ваш партнер.
Восточная традиция предполагает более близкое расположение людей друг к другу, когда формируется атмосфера и ощущение доверия между беседующими. Западная же более формальная и, например, жители Северной Америки предпочтут соблюдать большую дистанцию, держась на безопасном расстоянии.
Также, нужно помнить что все мы индивидуальны, у нас есть свои личные особенности восприятия окружающих, основанные на воспитании, личном опыте, взглядах.

Попробуйте понаблюдать за собой и за окружающими в социальной и деловой жизни. Проанализируйте реакцию и эмоции людей в зависимости от того, в какой пространственной зоне находитесь Вы по отношению к ним и наоборот. Если Вы быстро оказались в интимной пространственной зоне незнакомого или малознакомого человека, скорее всего, Вы испытываете симпатию к нему или к ней. Но в этот момент не забывайте о том, что с его стороны могут возникнуть иные эмоции и чувства. Помните почему? Правильно - это зона особого доступа и контроля.
И это первая наша статья о проксемике! Мы еще не раз вернемся к данному понятию и поговорим о том, как правильно подключаться к разговору, что означают определенные позиции за столом переговоров и как сама форма столов влияет на атмосферу переговоров, какие создает предпосылки.
А пока – наблюдайте и применяйте новые знания, формируйте новые навыки! Ваш опыт – это самая большая ценность!

© All Right Reserved.
Write Close
Close
У Вас есть вопросы? Свяжитесь с нами!
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda